Игры разума

0 Comment

Математика и логика неотделимы друг от друга. один и много, несколько, по паре, больше, меньше и поровну, толще и тоньше, выше и ниже — все эти понятия помогают малышу не только узнавать новую информацию о логическом устройстве мира, но и структурировать ее, составляя его целостную картинку. Только после того как малыш научится сравнивать и классифицировать предметы, он будет готов их складывать и вычитать.

Понять их логику

Развитие мышления у детей условно можно разделить на три этапа: наглядно-действенный (потрогать, пощупать, попробовать «на зубок»), образно-действенный (соотнести, придумать) и словесно-логический (сравнить, проанализировать). Поэтому, приступая к освоению логики, не торопитесь запасаться всевозможными развивающими тетрадками и пособиями. Сначала используйте те возможности, которые не требуют никаких вложений, кроме вашего личного времени. Вскоре вы убедитесь, что большую часть логических понятий кроха усвоит очень быстро, между делом и как бы «на ходу».

Взрослея, малыш все время наблюдает за тем, что происходит, появляется и изменяется в его жизни: явления природы, предметы быта, настроение людей, поведение животных и т. п. В маленькой голове закономерно возникают вопросы «как?» и «почему?». Терпеливо отвечайте на них и сами обращайте внимание ребенка на происходящие события. Спросите его: «Что будет, если?..» («…я уроню мячик», «…ты наступишь в лужу, «…снег принести домой» и т. п.). Пусть кроха даст свой вариант ответа, прежде чем вы озвучите правильный. Объясняйте самые простые явления, используя элементы логических рассуждений. Например: «Мы сейчас будем ложиться спать, потому что уже вечер и нам нужно отдыхать». Постепенно малыш начнет понимать, что у всего вокруг есть причина и следствие.

Всему свое время

В возрасте 1,5-2 лет ребенок может запомнить последовательность счета до 5 (а иногда и до 10), но цифры пока остаются неинформативными для него. Не стоит требовать от крохи решения даже самых простейших арифметических задач. А вот начинать знакомить его с логикой можно и нужно. В раннем возрасте малыши познают мир через тактильное восприятие -с помощью ощущений. В этот период родители, играя с детьми, помогают им знакомиться с разными формами, цветами, материалами, звуками. Именно они должны объяснять, что мячик круглый и синий, колеса у машинки круглые и черные, игрушечный мишка мягкий, деревянный кубик твердый, а котенок живой и говорит «мяу». Годовалый малыш уже может различать некоторые геометрические фигуры (например, круг) и 3-4 цвета, а также сравнивать размеры (большой или маленький). С каждым годом он постигает все новые математические азы. В 2-2,5 года ребенок усваивает элементарные с взрослой точки зрения понятия (один — несколько), учится сравнивать (много — мало, далеко — близко, больше — меньше или одинаково), а в 3-4-летнем возрасте может выделять противоположные признаки (большой — маленький, высокий — низкий, узкий — широкий, холодный — горячий), находить сходный признак или лишний объект в одном логическом ряду, обобщать. И вот теперь он уже готов учиться количественному счету, знакомиться с цифрами и числами, а также с действиями с ними.

Что под руку попало

Необязательно открывать книжку, чтобы попрактиковаться с крохой в логике! Делать это можно практически везде: на улице, в транспорте, на кухне, в ванной. Как? Очень просто. На прогулке обращайте внимание и считайте, загибая детские пальчики, красные машины, больших и маленьких собак, детей в колясках и бабушек с палочками. Дома, вынимая белье из стиральной машины, просите кроху подать столько прищепок, сколько футболок (носков, платков) вам нужно развесить. Накрывая на стол, поручите малышу разложить на нем необходимое количество ложек (вилок, салфеток). Для занятий с детками раннего возраста «логической математикой» вам пригодятся и самые обыкновенные игрушки: мягкие книжки со страницами разной текстуры и развивающие книжки с наклейками, различные пирамидки и кубики, краски для рисования пальчиками, пластилин, геометрические конструкторы с крупными деталями (типа LEGO DUPLO), пазлы, разрезные картинки. А вот развивающие пособия по подготовке к школе, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и математических представлений, а также счетный материал (палочки, карточки, счеты и т. п.) лучше всего использовать после 4 лет.

Учимся мыслить

Главный принцип преподнесения малышу логического материала должен быть следующим: сначала — контрастные понятия (один — много, большой — маленький), затем — то, что «посередине» (несколько, средний).

Даже полуторагодовалый кроха имеет какое-то представление о понятиях «один — много» просто потому, что часто слышит от родителей («Как много народу сегодня в метро», «Ты один можешь этим заняться», «У тебя слишком много игрушек» и т. п.). Это знание осталось только закрепить: поставьте на стол одну машинку, а под стол («в гараж») еще четыре. Пусть малыш покажет вам, где находится одна машина, а где — много. Сначала старайтесь «работать» с реальными предметами (игрушками, яблоками, конфетами, прищепками, ложками и т. п.) и только затем переходите к картинкам (карточкам и книгам). Дело в том, что для маленького ребенка они — всего лишь символ. Разобраться с изображениями для него пока сложнее, чем с тем, что можно взять в руки и потрогать. Но ближе к трем годам малыш уже уверенно сможет показать вам, на каком рисунке изображена одна земляничка, а на какой — несколько.